МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О методе «альтернативной котельной»
Часто задаваемые вопросы
Есть вопросы или предложения? Сообщите нам
Руководство пользователя

В июле 2017 года внесены изменения в российское законодательство о теплоснабжении (Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»), которые предоставляют возможность региональным и местным властям в добровольном порядке внедрять целевую модель рынка тепловой энергии на территории муниципальных образований.

В целевой модели рынка тепловой энергии все цены и отношения строятся на свободной договорной основе. При этом потребители защищены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), который рассчитывается и утверждается региональными органами регулирования, и выше которого цены для потребителей быть не могут.

Предельный уровень цены не зависит от затрат теплоснабжающих и теплосетевых организаций (как в действующей модели), он определяется методом бенчмаркинга со стоимостью альтернативного теплоснабжения для потребителя на основе наилучших доступных технологий. В качестве такого альтернативного теплоснабжения выбрана поставка тепловой энергии (мощности) от современной котельной. Именно поэтому предельный уровень цены часто называют ценой «альтернативной котельной» или ценой, рассчитанной с применением метода «альтернативной котельной».

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный в соответствии с указанной методологией, ограничивает цены для конечных потребителей тепловой энергии из общей тепловой сети с тем, чтобы стоимость тепловой энергии (мощности) для конечного потребителя при централизованном теплоснабжении не могла быть выше, чем стоимость альтернативного теплоснабжения, доступного для потребителя.

Такой подход, с одной стороны, позволит защитить потребителей от необоснованного роста цен из-за неэффективных затрат теплоснабжающих организаций, а с другой стороны, гарантирует инвесторам возврат вложенных инвестиций, обеспечивает стимулы к повышению эффективности деятельности теплоснабжающих организаций, создает прозрачные долгосрочные условия для их работы.

Расчет цены «альтернативной котельной» основан на идеальной модели теплоснабжения в среднестатистическом российском городе современного жилого квартала с численностью населения 3000-4000 человек (расчетная величина; соответствует установленной мощности котельной 10 Гкал/ч).

Идеальная модель теплоснабжения предполагает:

  1. установку в зданиях и последующее обслуживание индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Вместе с ИТП монтируется и узел учета тепловой энергии. ИТП устанавливают в техническом помещении дома или отдельно стоящем здании;
  2. строительство современной котельной и прокладку тепловых сетей от альтернативной котельной до ИТП с использованием наилучших доступных технологий.

Альтернативная котельная моделируется для трех наиболее распространенных и доступных технологий:

  • на природном газе (резервное – дизельное топливо), в блочно-модульном исполнении;
  • на угле (резервное топливо не практикуется), в стационарном исполнении;
  • на мазуте (резервное – дизельное топливо), в блочно-модульном исполнении.

Стоимость оборудования котельной рассчитывается по данным работающих на российском рынке производителей оборудования и комплектующих. Диспетчеризация допускает дистанционное управление котельной. Автоматизация технологических процессов, управления и учета – на современной схемно-приборной базе.

Общая длина трассы от альтернативной котельной до индивидуальных тепловых пунктов в зданиях – «потребителях» составляет 850 метров. Работы при моделировании прокладки теплотрасс, а также при определении стоимости присоединений и т.п. оцениваются по действующим российским нормативам.

Методология расчета предельного уровня цены по методу «альтернативной котельной» принята на федеральном уровне.

Расчет предельного уровня цены по методу «альтернативной котельной» основывается на следующих принципах:

  • определяется в отношении системы теплоснабжения;
  • покрывает операционные и капитальные затраты на строительство новой современной котельной и тепловой сети от котельной до точек подключения потребителя с нормативными потерями и рыночным уровнем доходности, с учетом региональных особенностей топливного баланса, стоимости трудовых ресурсов, климатических особенностей и т.д.;
  • учитывает как технико-экономические параметры работы котельных и тепловых сетей, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, так и параметры, определяемые региональными органами регулирования, исходя из открытых источников информации.

Технико-экономические параметры работы котельных и тепловых сетей, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, описывают ключевые параметры альтернативного способа теплоснабжения на основе наилучших доступных технологий, в соответствии с которыми рассчитывается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность). Технико-экономические параметры устанавливаются с учетом дифференциации в зависимости от региональных особенностей по субъектам Российской Федерации (по видам топлива, по температурным зонам и сейсмическим районам, по территориям, относящимся и не относящимся к территориям распространения вечномерзлых грунтов, по расстоянию на транспортировку оборудования для строительства котельной, по поселениям, городским округам, по экономическим районам Российской Федерации).

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется в одноставочном выражении в расчете на единицу тепловой энергии (Гкал) и состоит из суммы следующих составляющих:

  • расходы на топливо, определяемые с использованием такого технико-экономического параметра работы котельной и тепловых сетей как удельный расход условного топлива при производстве тепловой энергии котельной по видам топлива (природный газ, мазут, уголь), а также параметров, определяемых органом регулирования (фактически сложившаяся цена на топливо с учетом его доставки, подлежащая индексации в соответствии с прогнозными индексами роста цен на топливо с целью ее приведения к ценам на топливо периода, на который определяется предельный уровень цены). Орган регулирования определяет фактически сложившуюся цену на топливо с использованием объективных источников информации о ценах на топливо в системе теплоснабжения;
  • возврат капитальных затрат на строительство котельных и тепловых сетей, определяемой по формуле аннуитета с использованием таких технико-экономических параметров работы котельной и тепловых сетей, как норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, базовые величины капитальных затрат на строительство котельной и тепловых сетей, базовые параметры подключения к инженерной инфраструктуре (электрическим сетям, системам водоснабжения и водоотведения, газораспределительным сетям) с учетом региональных и градостроительных особенностей, коэффициентов температурных зон, сейсмического влияния, влияния расстояния на стоимость транспортировки оборудования, а также с учетом площади и стоимости земельного участка под строительство котельной;
  • расходы на уплату налогов (налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог), предусмотренных законодательством Российской Федерации, определяемой расчетным способом исходя из параметров, определяемых при расчете других составляющих предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и актуальных ставок налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • прочие расходы, связанные с эксплуатацией котельных и тепловых сетей (техническое обслуживание и ремонт, электроэнергия на собственные нужды, водоподготовка и водоотведение, расходы на оплату труда, а также иные прочие расходы, включающие расходы на сырье и материалы, плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удаление золы и шлака и другие расходы), определяемые исходя из технико-экономических параметров работы котельной и тепловых сетей, а также параметров, определяемых органом регулирования: цен на электрическую энергию, тарифов на питьевую воду и водоотведение;
  • расходы по сомнительным долгам, определяемые исходя из доли резерва по сомнительным долгам, установленной на уровне 2% от суммы составляющих предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), описанных выше;
  • составляющей, обеспечивающей учет отклонений фактических индексов роста цен на топливо, ставок налогов от прогнозных, учтенных при расчете предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).